Новости Казахстана06.05.2022
Переход Казахстана к «зеленой» энергетике требует новых маневренных генерирующих мощностей
Правительство Казахстана поставило амбициозную цель достичь нулевого уровня выбросов к 2060 году, планируя постепенно снизить зависимость от угля, который в настоящее время является основным источником для производства электроэнергии, однако переход на возобновляемые источники энергии в центрально-азиатском государстве обнажил основные проблемы энергетической отрасли, такие как дисбаланс в системе и недостаток маневренных мощностей, сообщил в интервью New Europe
в Ташкенте региональный директор Ernst&Young по услугам в области изменения климата и устойчивого развития Центральной Азии, Кавказа и Украины Виктор Коваленко.
«Это достаточно сложная тема для страны, потому что Казахстан очень богат запасами угля, он достаточно дешевый, и большая часть энергетического сектора полагается на уголь для угольной генерации, электричества и тепла», - сказал он в интервью в кулуарах Энергетической недели Центральной Азии и Монголии в столице Узбекистана Ташкенте 26 апреля.
Эксперт рассказал о вызовах и перспективах развития зеленой энергетики в Казахстане.
«Давайте начнем с тепла. Во многих странах, когда мы говорим о возобновляемых источниках энергии, мы говорим о производстве электроэнергии, но для Казахстана, учитывая его климат, важно не забывать о производстве тепла, потому что зимой очень холодно, и производство тепла с помощью возобновляемых источников энергии - довольно сложная задача, поэтому в Казахстане много тепловых электростанций, работающих на угле, и это также должно быть отражено в любой стратегии энергетического перехода», - сказал Коваленко.
«Учитывая то, как устроен энергетический сектор в Казахстане, нельзя в один момент отключить угольные электростанции, потому что энергетическая система будет просто разрушена. Поэтому в процессе постепенного отказа от угля необходимо решить два вопроса: во-первых, кто возьмет на себя базовую нагрузку в генерации, а во-вторых, кто будет маневрировать мощностями», - добавил эксперт Ernst & Young.
По словам Коваленко, работающего в Алматы, первую задачу можно будет частично решить за счет атомных электростанций, которые могут вырабатывать электроэнергию и, одновременно, тепло, и этот тип технологии может взять на себя базовую нагрузку в энергосистеме.
«Но проблема заключается в маневренности, в его возможности. Во-первых, отказ от угольных электростанций, во-вторых, увеличение доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе. Обе задачи требуют установки новой генерации базовой нагрузки и новых маневренных мощностей, - сказал он. – С базовой нагрузкой немного проще, потому что можно, по крайней мере, рассматривать атомную энергетику. С маневрированием гораздо сложнее, потому что маневрирующие мощности могут быть гидроэлектростанциями, а могут быть газовыми электростанциями. Поэтому Казахстан уже испытывает дефицит природного газа, и, к сожалению, у него нет таких мощных запасов природного газа, как у Узбекистана».
По его словам, несмотря на то, что Казахстан обладает гидроэнергетическим потенциалом, для развития гидроэлектростанций нужны огромные инвестиции.
Он призвал к тщательно спланированной модели постепенного отказа от угля.
«Одно из решений - плавный отказ от угольной генерации, не строить новые генерирующие мощности, а при постепенном отказе от некоторых мощностей заменять их возобновляемыми источниками энергии», - сказал Коваленко, добавив, что в то же время стране необходимо наращивать маневренные генерирующие мощности.
Он пояснил, что маневрирование мощностями важно, поскольку производство возобновляемой энергии нестабильно.
«Просто в силу природных факторов нельзя ожидать, что ветровые электростанции будут генерировать один и тот же объем в течение всего дня каждый день, каждый час, каждую минуту, каждую секунду. Она то увеличивается, то уменьшается, но потребление стабильно», - сказал он. – Значит, что-то должно стабилизировать эту нестабильную генерацию, чтобы иметь стабильную электроэнергию в сети».
По его словам, выработка электроэнергии на гидроэлектростанциях и газовых электростанциях с полной нагрузкой может быть передана непосредственно в сеть во время пикового спроса.
На Энергетической неделе Центральной Азии и Монголии в Ташкенте председатель Совета директоров Ассоциации ВИЭ Qazaq Green Нурлан Капенов также отметил, что для решения проблемы дефицита маневренных мощностей требуется время и серьезные инвестиции.
По словам Капенова, Казахстан присоединился к глобальному движению по достижению целей углеродной нейтральности в конце 2020 года.
В настоящее время в Казахстане наблюдается высокий уровень износа фондов в угольной энергетике, и выбывающие мощности необходимо замещать возобновляемыми источниками энергии, в первую очередь солнечной и ветровой генерацией, сказал он.
За четыре года Ассоциация достигла следующих результатов: 134 объекта возобновляемой энергетики работают в стране, вырабатывая около 4% электроэнергии.
«Развитие зеленой энергетики в Казахстане обнажило ключевые проблемы электроэнергетики, такие как дисбаланс в системе, отсутствие возможности маневра, зависимость от соседних государств, износ оборудования, замкнутость западной зоны энергосистемы, энергетическая безопасность нашей страны», - отметил Капенов.
На той же конференции в Ташкенте председатель правления Ассоциации ВИЭ Qazaq Green Айнур Соспанова заявила, что к 2026 году объекты ВИЭ будут вырабатывать около 6% электроэнергии в Казахстане. Ассоциация достигла поставленных целей, сказала Соспанова, добавив, что в настоящее время возобновляемые источники энергии производят около 4% электроэнергии в Казахстане.
«Мы надеемся, что все законтрактованные объемы строительства объектов ВИЭ будут введены в эксплуатацию», - сказала она.
В 2022 году в Казахстане будет сформулирована Доктрина достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года, сказала она.
«Сейчас общественность и правительство обсуждают этот документ, потому что мы понимаем, что он определяет в целом дальнейший экономический курс нашей страны», - сказала Соспанова.
Между тем, Коваленко сказал New Europe, что Казахстан изучает Узбекистан, потому что энергобаланс и энергосистема последнего более приспособлены к маневрированию мощностями и увеличению возобновляемых источников энергии, так как большая часть производства электроэнергии в Узбекистане основана на сжигании газа.
Фактором, который может создать больший спрос на инвестиции в Казахстане, является значительная доля устаревших мощностей. Время, когда эти старые мощности должны быть постепенно выведены из эксплуатации, наступит очень скоро, сказал он. По словам Коваленко, Казахстану необходимо будет строить новые мощности взамен выводимых из эксплуатации или инвестировать в глубокую модернизацию существующих мощностей.
Выбор состоит в том, чтобы строить новые мощности взамен тех, которые выводятся из эксплуатации, или модернизировать существующие.
«Дело в том, что если вы действительно сворачиваете эти мощности и инвестируете в новые, то вопрос в том, в какой тип генерации вы будете инвестировать - возобновляемые источники, газ, чистый уголь, атомная энергетика или что-то еще», - сказал Коваленко.
Переходя к вопросу объединения энергосистем в Центральной Азии, Коваленко напомнил, что это была ключевая тема, обсуждавшаяся на конференции в Ташкенте.
«Именно этот вопрос был задан сегодня: Может быть, с целью внедрения большего количества возобновляемых источников энергии, пора снова сесть вместе и подумать о единой энергосистеме Центральной Азии и строить возобновляемые мощности в единой энергосистеме, а не делать это по странам, строя свои собственные сети», - сказал он.
«Потенциал для иностранных инвестиций в Центральной Азии огромен. Чтобы построить эти мощности, нужны значительные инвестиции. Например, если правительство Казахстана будет публиковать эти прогнозируемые на три года аукционы, и инвесторы будут знать по годам, какие мощности будут построены, чтобы они могли планировать свои инвестиции», - сказал Коваленко.
Во времена Советского Союза существовала единая энергетическая система стран Центральной Азии.
«Это важно для региона, и это уникальный шанс для региона, потому что это не то, что будет построено с нуля. Это возвращение к тому, что уже было в предыдущие времена, и энергетические системы региона создавались с нуля с учетом того, что будет единая энергетическая система, - сказал он.
Одна из проблем здесь заключается в том, что создание единой системы стран Центральной Азии противоречит Евразийскому энергетическому союзу, потому что, например, Казахстан, Кыргызстан и Россия входят в этот энергетический союз, сказал Коваленко, добавив: «И это две противоречивые идеи и совершенно противоположные векторы. И я согласен с тем, что было сказано на нашей дискуссии, что политики должны сесть вместе и решить, в каком направлении будут двигаться страны - интегрироваться в единый энергетический рынок Евразийского энергетического союза или строить единую энергетическую систему Центральной Азии».
Ferrari досрочно переводит завод с газа на ВИЭ
Ученые: солнечные панели и окрашивание крыш в светлый цвет помогут спасти жизни
IFC выделила ENGIE $534 млн на расширение ВИЭ в развивающихся странах
В Швеции плот с солнечными батареями и ветряками может обеспечить электричеством 1000 домов
Казахстан сократит выбросы CO2 на 11 млн тонн благодаря проектам ВИЭ
European Energy инвестирует €80 млн в строительство СЭС в Латвии
Завод Volkswagen в Польше переходит на работу от солнечной энергии
Стало известно, какие европейские страны лидируют в строительстве новых ВЭС
Выбросы углерода в мире увеличились на 2,1% в 2023 году
Ученые разработали солнечную панель с обогревом и кондиционированием воздуха
В США достигли рекордного производства геотермальной энергии
Правительство США утвердило план строительства и эксплуатации морских ВЭС на 2,8 ГВт
Обучение для бизнеса: GIZ проводит семинары по ВИЭ в Казахстане
IRENA: Число рабочих мест в сфере ВИЭ в мире достигло 16,2 млн
Таиланд будет покупать больше солнечной энергии у домохозяйств
Потребление электричества в Узбекистане растет на 7-8% в год
В Дагестане построят крупную СЭС
Казахстанский производитель мяса птицы переходит на солнечную энергию
Итог аукциона: в Кызылординской области построят СЭС на 20 МВт
Китай запустил самую большую в мире систему хранения энергии на маховиках